ЕСЛИ РЕБЕНОК ЧАСТО БОЛЕЕТ?

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЧАСТО БОЛЕЕТ?

Если ваш ребенок болезненный и болеет более семи раз в год или период выздоровления длится дольше 12 дней, то такого ребенка можно «часто болеющим». Многие не задумываются, что именно в этом имеют место психологическое причины и именно они влияют на его самочувствие. Любой насморк или кашель «списывается» на слабый иммунитет или инфекцию, которую он подхватил а своем окружении. Научные исследования выявили и конкретизировали ряд стимулов, при каких обычные и даже привычные детские болезни, могут иметь психологическую подоплеку. Это называется психосоматикой.

 

Давайте познакомимся с этими причинами и разберем с точки зрения научной психологии в двух плоскостях:

1.причина в ребенке

2.причина в семье.

Многие уже знакомы и знают о понятие, как «вторичная выгода». Это некая польза, которая спрятана под внешними проявлениями и человек бессознательно стремится получить ее. Какая же выгода может быть высокая температура, боли горла? Какая еще выгода! Но… Малыш заболевает и мама, конечно же, вьется вокруг малыша, он получает повышенное ее внимание, заботу, жалость.  И как это ни странно, именно в этот момент он чувствует себя любимым. Если рассматривать языки любви по Г. Чепмэн, то здесь имеют место такие языки как (цитирую):

• Качественное время (Мама берет больничный, сидит рядом, ходит в поликлинику, мама и ребенок проводят много времени вместе)

• Прикосновения (Мама трогает голову, проверяя температуру, делает протирания, чтобы сбить ее, наносит мази и т.д. )

• Забота (Заболевший ребенок получает от мамы многое: мама дает лекарства, готовит морсы, готовит любимую пищу, укрывает, укутывает малыша, и все это забота)

• Слова (Наполняясь жалостью к заболевшему ребенку, мамы, конечно же, говорят много ласковых слов и ребенок наполняется в эти моменты любовью)

• Подарки (Некоторые мамы еще и начинают покупать вкусняшки, игрушки, делая болезнь все более и более «привлекательной»)

Если вы понимаете, что описанные ситуации имеют отношение и к вашей семье, я предлагаю вам обратить внимание на следующие моменты:

1. Обратите внимание на ведущий язык любви вашего малыша, на котором он наполняется любовью и чувствует себя любимым.

2. Следите за наполненностью любовью тогда, когда ребенок здоров! Ведь если ребенок чувствует себя любимым и у него нет дефицита, тогда нет необходимости заболевать.

3. Учите вашего ребенка напрямую просить то, в чем он нуждается: «Погладь мне спинку», «Посиди со мной перед сном» и т.д. Главное, предоставлять ребенку возможность получать мамино и папино внимание позитивным способом.

4. Выполняя просьбы малыша следите, чтобы это было не формально, для галочки, а с единственной целью наполнить ребенка, насытить, предупредить образование дефицита.

5. При первых признаках недомогания ребенка сохраняйте спокойствие, не паникуйте и не кричите: «Вот, опять кашель! Когда же это кончится?» Вместо этого спокойно, как бы невзначай, спросите малыша: «А чего бы хотелось моему солнышку?» Ответ может прозвучать так: «Собирать с тобой конструктор!» И это прольет свет на скрытую природу недугов ребенка.

6.  Важно не количество времени, проведенное с ребенком, а его качество. У тебя всего полчаса в день на общение? Наполни их сильными эмоциями. Это могут быть игры, где и мама, и ребенок испытывают одинаковый азарт, разговоры по душам... Важно, чтобы ребенок  чувствовал: эти полчаса мама с ним всем своим существом, а не решает мысленно рабочие вопросы в то время, как бросает ему яркий мячик.

7. Следите за тем, чтобы в дни болезни ребенку не было позволено то, что запрещено, когда он здоров, например, больше мультфильмов. Пусть он усвоит: в недуге нет абсолютно ничего привлекательного!

8. Если вы замечаете, что болезнь становится «привлекательной» для вашего ребенка, стоит подчеркивать недостатки болезни, создавать ограничения, чтобы ребенок скорее хотел выздороветь. Т.е. ребенок во время болезни должен осознавать, что он лишается важных для него преимуществ — возможности гулять и т.д. В то же время важно стараться поддержать в нем хорошее настроение, т.к. оно крайне положительно влияет на иммунитет, заботясь о здоровье понимать все процессы, о которых мы говорим.

Следующее, на что хочу обратить ваше внимание: стратегии поведения. Стратегия направленная на достижение успеха и другая на избегание неудач.

 Стратегия «Избегания» - уклонения от чего-либо неприятного: наказания, страха, неудачи. Тогда ребенок более защищено чувствует себя дома и он заболевает, чтобы просто остаться дома, чтобы не идти в детский сад, школу. Это та ситуация знакома практически каждому взрослому, когда в детстве возникало желание заболеть и не ходить в школу. Да что грех таить, многие избегая проблем на работе уходят на больничный, до лучших времен.

Чего же в они боятся? Часто такие болезни связаны с детскими страхами перед проблемами. Например, ребенок поссорился или подрался и не знает, как теперь себя вести.

Причиной хронического стресса могут так же послужить трудности с адаптацией в коллективе. Важно разобраться в причинах, почему ребенок настолько сильно не хочет идти в коллектив, что даже готов заболеть? Спросите у ребенка, поиграйте в ролевую игру. Если потребуется, обратитесь к психологу. Важно не подкреплять такое поведение и не давать вторичных выгод. Важно обучать ребенка преодолевать неудачи. Нужно решать проблемы, а не избегать их и не прятаться за симптомами болезни.  Подумайте, возможно, этот механизм вами тоже используется?

Родители могут быть тоже причиной этой проблемы. Маленький ребенок хочет быть любимым и нужным. Если семья находится постоянно в состоянии конфликта и военных действий, ребенок постоянно критикуется со стороны родителей, болезнь может быть единственным для него способом получить ласку и оказать себе возможность побыть в спокойной обстановке. Желание получить внимание, сочувствие и поддержку от близких на тему: «Ах! Опять заболел! За что ж тебе такое…? Какой же ты у нас бедненький!..»

  1. Учеными доказано, что у тревожных родителей дети болеют чаще. Дети наиболее подвержены проявлению самых разных болезней на фоне психологического стресса и беспокойства.
  2. Потребность в сильных и ярких впечатлениях. У каждого человека она есть, причем, неважно – позитивных или негативных, главное, чтобы они были сильных! И когда этих впечатлений недостаточно и родители живут с ощущением эмоциональной изолированности и звенящей пустоты, то по закону, она обязательно будет чем-либо заполнена. Даже посещением врачей и подвигами в активном лечением ребенка. Это бессознательно и не контролируемо.Чтобы поменять в своей голове эти не полезные установки, продуктивнее всего посетить психолога. Его рекомендация будет выглядеть для вас как насмешка,  в контексте часто болеющего ребенка: находите другие способы получать яркие впечатления, например, маме из декрета выйти на работу или заняться для себя творческим хобби. Это звучит немного странно, но... Но такой подход гарантированно работает! Необходимо сместить фокус внимания с болезни ребенка и его лечения на то, что доставляет удовольствие родителю.
  3. Неблагополучный эмоциональный климат в семье. Скандалы между мамой и папой также провоцируют ребенка к болезни. Кроха своей болезнью пытается сплотить семью. Когда болеет ребенок, не до скандалов и не до выяснения отношений! Так, родители, мирятся и  объединяются. Нередко заболевания проявляются в моменты семейных стрессов и кризисов. Эти болезни являются способом манипулировать мамой и папой или гармонизировать домашнюю атмосферу.

 

 Именно в детстве человек учится жить. Как уже говорилось, « Все мы родом из детства», мы выбираем свое отношение к болезни и здоровью тоже в детстве. Мы, родители, и мы обучаем детей отношению к жизни, к себе, к семье, людям, к работе. Дети наши зеркала. Ведь одни из нас решают проблемы просто, другие предпочитают уйти в болезнь. То, как будет вести себя ваш ребенок в будущем, зависит от его воспитания и установок жизненных сценариев, которые вы ему уготовили. Будьте мудры и зрелы в своем родительстве. Несите достойно свое предназначение быть мамой и папой.  Будьте счастливы и здоровы!

 

Файлы: