Памятка для родителей подростков

 

Младший подросток 11-15 лет.

  • Вы перестали понимать ребенка
  • Он изменился внешне и стал неуклюжим
  • Он ведет себя не так как раньше, иногда вызывающе
  • Прежние методы воспитания и обучения уже не действуют
  • У него на все свое мнение, которое уже не совпадает с Вашим

Это значит, что ребенок превратился в подростка

 Признаки подросткового возраста:

  • Рост тела, неравномерное развитие внутренних органов;
  • Появление вторичных половых признаков;
  • Гормональный взрыв;
  • Неадекватная эмоциональность (грубость, плаксивость, частая смена настроения);
  • Неадекватная самооценка, чаще заниженная;
  • Важна внешность;
  • Появляется абстрактность и критичность мышления;
  • Характерно дихотомическое «черно-белое» мышление;
  • Сформирована способность рассуждать и стоить гипотезы;
  • Снижается интерес к учебе;
  • Подвергают сомнению модели поведения взрослых;
  • Расширяют границы допустимого (все хотят попробовать, поэтому нарушают правила, охотно идут на риск);
  • Живут сегодняшним днем;
  • Недооценивают значения взрослых в своей жизни (что ими обеспечен «тыл»);
  • Важно общение со сверстниками, интересны «чужие» люди;
  • Склонны к групповому «заражению» (делать то же, что  сверстники);
  • Частая смена интересов и идеалов;
  • Демонстрируют взрослость различными методами.

 Подростковый возраст – это период, который оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Этот период определяет (закладывает) как человек будет:

  • реагировать на события своей жизни;
  • принимать решения;
  • какой круг общения выберет;
  • как будет относиться к самому себе и своим близким;
  • как будет строить отношения с противоположным полом и коллегами;
  • будет ли он успешным, научится ли достигать желаемого;
  • каковы будут его стремления, и как он будет преодолевать трудности.

 

Если Вы хотите сохранить хорошие отношения с подростком важно:

  • Исключить нотации и длинные предложения в общении с ним;
  • Перестать опекать подростка тотально;
  • Избегать чрезмерной критики;
  • Предлагая что-либо сделать, предоставлять возможность самому выбрать время или способ;
  • Предъявлять аргументированные требования;
  • Позволяйте столкнуться с последствиями своих действий или бездействий и самостоятельно исправить их;
  • Отказаться от насилия;
  • Оказывать поддержку, выражать понимание, подбадривать.

 Мы заботимся о подростке и помогаем ему формировать важные жизненные умения:

  • понимать свои особенности, потребности, склонности, способности, возможности и желания;
  • ставить перед собой адекватную цель и выстраивать последовательные шаги к цели;
  • задумываться о последствиях своих действий;
  • принимать на себя ответственность и самому отвечать за полученный результат;
  • договариваться с людьми, разрешать конфликты, отстаивать себя и просить о помощи, правильно реагировать на критику и выражать благодарность, преодолевать трудности и расслабляться;
  • проявлять заботу о других людях.

Успешное взаимодействие с подростком возможно при условии, если взрослые растут и развиваются вместе с ним. Это значит:

                             

Как реагировать на подростковые «колкости»:

 1. Осознайте свои чувства, связанные с подростком, часто это бывает растерянность и раздражение.

2. Прежде, чем их «сбросить» на «источник» негативных переживаний скажите себе «Стоп» и попытайтесь понять, что кроется за негативным поведением. Например:

  • Подросток ведет себя вызывающе и «нарывается» на скандал – может быть он испытывает напряжение, связанное с предстоящей контрольной.
  • Постоянно канючит и ноет – нуждается во внимании.
  • Вызывающе одевается – хочет быть заметной личностью.
  • Агрессивно себя ведет – нуждается в помощи и признании.
  • Отказывается выполнять задание – не уверен в своих знаниях и способностях.

3. Используйте полезные фразы в общении с подростком:

«Давай поговорим»;

«Что думаешь об этом?»;

«Что ты собираешься с этим делать?»;

«Что будет, если ты это сделаешь?»;

«Мне интересно твое мнение»;

«С тобой стало интересно общаться»;

«Ты рассуждаешь, как взрослый, а легко ли это будет сделать?»;

«Спасибо, что ты мне доверяешь»;

«Я сохраню твою тайну и ни с кем не буду это обсуждать».

4. Помните, что подросток нуждается Вашем внимании и поддержке значительно больше, чем, кажется на первый взгляд.

 

  Старший подросток 16 -18 лет.

 Юность – переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

 Психофизиологические особенности старшего подростка:

  • Достижение физической зрелости;
  • Завершение гормонального взрыва;
  • Потребность стать внутренне взрослым человеком;
  • Потребность понять себя, свои возможности, способности  и назначение;
  • Поиск своего места в окружающем мире;
  • Профессиональное самоопределение;
  • Недостаточная самостоятельность;
  • Неадекватная самооценка и уровень притязаний;
  • Нестабильность конкретных жизненных целей и устремлений;
  • Сохранение подросткового негативизма;
  • Проявление максимализма и «черно-белого» мышления;
  • Склонны принимать крайние позиции и точки зрения;
  • Недостаточная сформированность навыков общения;
  • Преобладание эгоцентризма, повышенная потребность в справедливости;
  • Большое значение человеческих чувств, отношений любви и дружбы;
  • Излишняя критичность, скептицизм в восприятии других людей;
  • Не всегда адекватные претензии на статус и роли в различных группах
  • Неприятие позиций и требований взрослых, снижение уважения и признания их авторитета;
  • Стремление  к самовыражению, «самопоказыванию», оригинальности;
  • Ему кажется, что он многое может;
  • Он начинает всерьез задумываться о будущем;
  • Он ищет свое место и назначение в жизни;
  • Он хочет глубже узнать себя и свои возможности;
  • Он хочет реализовать себя;
  • Он полон ожиданий и мечтает о великих достижениях;
  • Он стремиться многое успеть и многому научиться;
  • Он мечтает о независимости.

Главные инструменты воспитания:

  • Собственная личностная успешность взрослого;
  • Предоставление возможностей для самостоятельных решений и передача ответственности за их последствия;
  • Партнерское общение, договорные отношения.

Если Вы хотите сохранить хорошие отношения важно:

  • Если есть возможность убеждать, а не приказывать, выбирайте просьбу и убеждение;
  • Если есть возможность не подавлять, а строить отношения на равных, выбирайте партнерские отношения;
  • Если есть возможность не навязывать что-либо, а предоставлять свободу выбора, предоставляйте свободу;
  • Если есть возможность принять таким, какой есть, то принимайте со всеми достоинствами и недостатками;
  • Если есть возможность обучать, обучайте, опираясь на его личный опыт;
  • Если есть возможность разрешать конфликты мирным путем, то используйте конфликт для обсуждения ситуации как возможность конструктивных изменений.

Факторы, неблагоприятно влияющие на развитие старшего подростка:

  • Незавершенность полного физического развития по всем параметрам;
  • Ощущение своей физической непривлекательности (хотя бы по одному показателю);
  • Неустойчивость эмоциональной сферы;
  • Несформированность волевой сферы;
  • Высокий уровень ситуативной тревожности;
  • Несформированность навыков самоорганизации и познавательной деятельности;
  • Задержка развития теоретического мышления.

Конструктивному общению со старшими подростками будет способствовать:

  • Обучение планированию жизни, ближайших, среднесрочных и долгосрочных планов;
  • Обсуждение альтернатив предстоящих решений и действий;
  • Проявление интереса к мнению подростка;
  • Создание условий для проявления самостоятельности и ответственности;
  • Исключение тотального контроля, чрезмерного морализирования и избыточной критики.

  Правила, которые  помогут конструктивно разрешать конфликты и устанавливать партнерские отношения с подростком

1. Игнорировать незначительные нарушения в поведении.

2. Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности подростка.

3. Контролировать собственные негативные эмоции

4. Не усиливать напряжение ситуации

5. Обсуждать поступок, а не самого подростка

6. Сохранять положительную репутацию подростка

7. Демонстрировать модели неагрессивного поведения


комментарии 0